«LA SEINE MUSICALE» ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДЛЯ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ
25/04/2016 – Виктор Игнатов
22 апреля 2017, Île Seguin, Boulogne-Billancourt

В городе Булонь-Бийанкур (возле Парижа) на острове Seguin состоялось торжественное открытие гигантского комплекса «La Seine Musicale». «Музыкальная Сена» включает два концертных зала и ряд площадей для развития всех жанров музыки. Гордостью комплекса являются его резиденты – Insula Orchestra под управлением Лоранс Экильбе, хоровая капелла Maîtrise de Hauts-de-Seine под управлением Гаэля Даршена и Музыкальная академия Филиппа Жарусски. В день инаугурации «Музыкальной Сены» здесь прошли концерты классической и поп-музыки. Центральным событием стало выступление Insula Orchestra и талантливого дирижера Л.Экильбе: с участием именитых солистов блистательно были исполнены произведения Моцарта, Вебера и Бетховена.


Новый музыкальный комплекс «La Seine Musicale» создан на острове Сены Île Seguin в городе Boulogne-Billancourt, расположенном восточнее Парижа в департаменте Hauts-de-Seine. Раньше на этом острове функционировал завод Renault. После его демонтажа Патрик Деведжян, президент департамента Hauts-de-Seine, захотел выстроить здесь грандиозное учреждение культуры, открытое для всех слоёв общества и всех жанров музыки, которое бы способствовало процветанию восточного предместья Парижа. Для осуществления этого амбициозного желания потребовалось 170 миллионов евро. Столь крупную сумму удалось собрать благодаря беспрецедентному государственно-частному партнёрству. Финансирование проекта шло на две трети от департамента Hauts-de-Seine и на треть от частных фондов. Такое партнерство для создания учреждения культуры во Франции сложилось впервые.

se0Строительство музыкального комплекса «La Seine Musicale» шло три с половиной года в соответствии с проектом, который совместно разработали японский архитектор Шигеру Бан, удостоенный Притцкеровской премии в 2014 году, и французский зодчий Жан де Гастинес. В итоге появилось огромное и впечатляюще сооружение из дерева, стекла и бетона с общей площадью 36500 кв.м. Оригинально сконструированный комплекс включает два концертных зала: Большой зал, который в зависимости от меняющейся конфигурации имеет 4000 – 6000 мест, и Амфитеатр на 1150 мест. В музыкальном комплексе есть и площади разного назначения. Это студии Riffx для звукозаписи, пять репетиционных залов для артистов, оркестров и самодеятельных коллективов. Гордостью комплекса «La Seine Musicale» являются его престижные резиденты: высокопрофессиональный оркестр Insula Orchestra, который создала в 2012 году и постоянно возглавляет Лоранс Экильбе, а также знаменитая и самая большая во Франции хоровая капелла Maîtrise de Hauts-de-Seine под управлением Гаэля Даршена, основанная в 1985 году и открытая для всех. Её 12 хоров объединяют 500 певцов возраста от 6 до 25 лет, которые регулярно участвуют в спектаклях Парижской национальной оперы.

Жан-Люк Шоплен (в центре), архитекторы Шигеру Бан и Жан де Гастинес (справа)

Жан-Люк Шоплен (в центре), архитекторы Шигеру Бан и Жан де Гастинес (слева)

С целью популяризации классической музыки среди молодежи из социальных слоёв далёких от культуры в комплексе «La Seine Musicale» создана Музыкальная академия под руководством Филиппа Жарусски, всемирно известного французского контратенора. 50 талантливых учеников этой академии будут осваивать музыкальные инструменты и заниматься пением. Многие концерты, проходящие в двух зала комплекса, станут доступны для гигантской аудитории радиослушателей, благодаря прямой трансляции на канале Radio Classique.
В просторном здании комплекса уютно расположились Салон и Клуб, каждый их них имеет площадь 1000 кв.м. Здесь будут проходить творческие встречи и пресс-конференции, приёмы и коктейли. В холлах комплекса есть обширные террасы, бар и ресторан, пространство для музыкальных бутиков и киосков. Комплекс зданий находится в окружении дивного парка, получившего имя Беллини. Скоро на этой холмистой площади (7410 кв.м.) появятся не только живописные аллеи, но и скульптурные композиции.
Инаугурация «Музыкальной Сены»

Памятное фото руководителей проекта «La Seine Musicale»

Памятное фото руководителей проекта «La Seine Musicale»

22 апреля, всего за 13 часов до начала первого тура президентских выборов во Франции, на острове Île Seguin состоялось открытие грандиозного комплекса «La Seine Musicale». Церемония инаугурации проходила на площади перед входом в комплекс, на фронтоне которого красовался огромный экран (800 кв.м.) для трансляции телевизионных видеоматериалов. В качестве увертюры инаугурации на экране многократно показывали в ускоренной версии весь цикл строительства комплекса – от пустой площадки до полного завершения работ, а также впечатляющий экскурс по новым концертным залам. На площади собрались известные деятели культуры и журналисты, представители государственных и общественных организаций. Среди многочисленных гостей здесь были Мишель Легран – знаменитый композитор, Лоран Бель – директор Филармонии Парижа, Оливье Мантен – директор театра Опера-Комик, Реймон Суби – президент Театра Елисейских Полей, Ален Мейер – директор Театра Жана Вилара в Сюрене, Розлин Башло – экс-министр здравоохранения и страстная поклонница классической музыки. Церемония началась на импровизированной сцене, на которую вышли все участники реализации проекта. Собравшимся гостям были представлены авторы архитектурного проекта – Шигеру Бан и Жан де Гастинес, затем Патрик Деведжян открыл череду официальных выступлений. Больший интерес вызвала программная речь Жана-Люка Шоплена.

Инаугурационную ленточку разрезает Патрик Деведжян, президент департамента Hauts-de-Seine

Ленточку разрезает Патрик Деведжян, президент департамента Hauts-de-Seine

Артистический директор музыкального комплекса заявил, что «хочет объединить разрозненные виды искусства, намерен сделать это место, предназначенным для любой музыки – от рока до барокко, и она сможет здесь звучать в контрастном разнообразии». Для иллюстрации столь яркой артистической политики следует сказать, что за несколько дней до инаугурации комплекса в Аудиториуме состоялся концерт хоровой капеллы Maîtrise de Hauts-de-Seine, а 21 апреля в Большом зале выступил со своей группой легендарный американский певец, композитор, поэт, художник и киноактер Боб Дилан. Являясь культовой фигурой рок-музыки, недавно он получил Нобелевскую премию в области литературы.
По окончании официальных речей была разрезана инаугурационная ленточка и открыта мемориальная табличка с наименованием комплекса «La Seine Musicale». Многочисленных гостей пригласили в просторное фойе, где состоялся коктейль; затем все отправились в Аудиториум на концерт Insula Orchestra под управлением Л.Экильбе. Очень уютный зал с широким амфитеатром красных кресел пленяет своей элегантностью, красотой и теплотой. Такое впечатление исходит прежде всего от искусной облицовки интерьера рельефным материалом, выполненным из светлого дерева.

 

В Аудиториуме звучит финал Хоровой фантазии Бетховена

В Аудиториуме звучит финал Хоровой фантазии Бетховена

Прекрасно сконструированный концертный зал, овальной формы с центральным расположением сцены, позволяет музыкантам играть в окружении публики. Это формирует, хотя и хрупкую, но интимную и доверительную атмосферу, особенно важную для исполнения камерной музыки. Главное достоинство зала – необычайно живая и чистая акустика! Для иллюстрации её высокого качества и уникального богатства, а также для демонстрации технических возможностей зрительного зала (четкость и колорит звука инструментов и голоса, нюансировка сольного и хорового вокала, звуковые и световые эффекты) Л.Экильбе составила интересную и разнообразную программу: вначале прозвучали фрагменты из опер «Мнимая садовница» Моцарта и «Вольный стрелок» Вебера, затем была исполнена «Фантазия» для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Программа позволила представить произведения разных музыкальных жанров: оперные солисты пели под аккомпанемент оркестра, пианист играл в сопровождении хора и оркестра. Благодаря режиссерской выдумке Оливье Фреджа концерт был выстроен на театральный манер: оперные солисты появлялись в разных частях зрительного зала, а на сцене разыгрывали затейливые мизансцены и порой одевали сатирические маски. Юмористический настрой в зале создавал, главным образом, ведущий вечера Николас Карпантье. Он почти постоянно находился на сцене и комично рассказывал историю острова Seguin, а также источал скетчи, полемизировал с певцами, играл с собачкой и даже пытался дирижировать оркестром. Но некоторые юморески артиста все-таки казались банальными.

Поклоны исполнителей оперных сочинений Моцарта и Вебера

Поклоны исполнителей оперных сочинений Моцарта и Вебера

Большой вклад в анимацию концерта, порой даже чрезмерно, вносили и видео-проекции, которые по ходу программы непрерывно транслировали на десяти телеэкранах, находящихся в глубине сцены. Разнообразный, часто странный, но впечатляющий видеоряд содержал множество социально-политических посланий и прежде всего о важной роли музыки в наше тревожное время. Несколько сумбурная видео-анимация включала также декоративные орнаменты и комичные зарисовки. В финале программы, когда до президентских выборов во Франции оставалось только 10 часов, на телеэкранах появились официальные бюллетени для голосования, а затем предстал и победитель – им оказался Вольфганг Амадей Моцарт! Столь милый трюк был вполне логичен, так как абсолютным триумфатором этого вечера стала Музыка!

Лоранс Экильбе доверила свою собачку артисту Николасу Карпантье

Лоранс Экильбе доверила свою собачку артисту Николасу Карпантье

В исполнении фрагментов оперных произведений Моцарта и Вебера участвовали великолепные солисты. Наибольшее наслаждение доставляла своим изысканным вокальным искусством знаменитая сопрано Сандрин Пьо. Её серебристый голос звучал, как всегда, мягко и лучезарно. Певица с виртуозной лёгкостью и чарующей гибкостью преодолевала сложности моцартовской партитуры. В каватинах веберовской Агаты пение Сандрин неожиданно превратилось в лёгкое и пьянящее сияние. Плавные высокие ноты и ювелирные вибрато, тончайшая нюансировка и элегантная кантилена, отточенная вокальная техника и свободное грациозное дыхание – все главные особенности уникального дарования и высочайшего мастерства певицы щедро и полно предстали в её дивном выступлении. Помимо С.Пьо концерт украсили своим прекрасным пением оперные солисты – сопрано Анаик Морель, тенор Станислас де Барбеирак и баритон Флориан Семпей. Несмотря на молодость, все они уже исполнили ряд оперных партий на престижных сценах. Каждый из этих солистов внес важную лепту в успех концерта.
В заключении программы необычайно красочно, масштабно и живо прозвучала Хоральная фантазия Бетховена. В этом эффектном и редко исполняемом произведении ярко сверкал своим талантом солировавший на рояле 36-летний пианист Бертран Шамайю. Выпускник Тулузской и Парижской консерваторий, обучавшийся также у Дмитрия Башкирова – выдающегося русского пианиста, дважды был победителем престижного Национального конкурса «Victoire de la Musique». Благодаря филигранной технике, Б.Шамайю быстро завоевал популярность; выдающийся пианист успешно концертирует по всему миру.

На поклонах (справа-налево) Л.Экильбе, Б.Шамайю, А.Морель, С.Пьо

На поклонах (справа-налево) Л.Экильбе, Б.Шамайю, А.Морель, С.Пьо

При исполнении «Фантазии» блистательно продемонстрировали свою гармонию и полифонию Insula Orchestra и хор Accentus, который более 20-и лет тому назад создала и бессменно возглавляет Л.Экильбе, необычайно талантливая и очаровательная дама – знаменитый музыкант и дирижер. Благодаря её глубокой и рельефной трактовке «Фантазия» прозвучала настолько прекрасно, что, отвечая на бурные овации публики, финал этого произведения был вновь исполнен на бис. Концерт завершился поистине триумфально!
Нужно сказать, что успеху выступлений певцов и музыкантов способствовали многочисленные световые эффекты. По ходу исполнения программы на огромном кружевном потолке, выполненном из резного дерева, периодически появлялись разноцветные световые разводы, что придавало звучащей музыке и пению визуальный колорит.

В Большом зале молодёжь наслаждаются искусством диджея

В Большом зале молодёжь наслаждаются искусством диджея

В то время, когда в Аудиториуме закончился концерт классической музыки, практически одновременно в Большом зале стартовало шоу поп-музыки: с эффектной программой выступила электронная группа The avener, затем её сменил Диджей Dj The Shoes. После наслаждения музыкой Моцарта, Вебера и Бетховена было очень любопытно войти в мир звуков современных авторов. Отважившись на столь рискованный шаг, я оказался в Большом зале. Увиденное и услышанное произвело сильный шок: звук имел такую мощь, что начали ритмично колыхаться не только волосы на голове, но и внутренности тела. Десятки ослепительно ярких и разноцветных лучей причудливо сплетали феноменальные картины, от многоликого сверкания которых возникали наркотические галлюцинации и фантастические видения. Грандиозное шоу гипнотически созерцали тысячи молодых людей: они умиротворенно наслаждались и ритмично пульсировали, находясь в пьянящей медитации. Для зрителя, не имеющего опыта восприятия такого рода шоу, было очень трудно оценить его достоинства и выдержать всю его программу, несмотря на её звуковое и световое разнообразие. Но собравшаяся в зале молодёжь откровенно кайфовала. Это красноречиво подтверждало важность и жизненность творческой концепции создателей и руководителей проекта, утверждающих, что «жизнь без музыки – пустыня». А потому – Да здравствует её величество Музыка! Да здравствует новый грандиозный комплекс «La Seine Musicale»!
P.S. Советуем заглянуть на сайт комплекса (http://www.laseinemusicale.com/fr/), где приведена подробная информация о концертах в мае, июне и июле месяце. Среди множества интересных программа есть и вечера русской музыки: симфонические, камерные и вокальные произведения прозвучат 19, 20 и 21 мая.

Фото Виктора Игнатова